МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 г. АЗОВА 346780, Ростовская область г.Азов: улица Макаровского, 27 тел/факс: 8 (863-42) 4-07-09 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ №20 г. Азова / Н.А.Киринозова Приказ от 01.09.2023г.№100/1 ПРИНЯТО: решением педагогического совета Протокол № 2 от 01.09. 2023г. Учебный план Адаптированная образовательная программа МБДОУ №20 г. Азова для детей с тяжелыми нарушениями речи 2023-2024 учебный год 2023 год Пояснительная записка к учебному плану адаптированной основной образовательной программы МБДОУ №20г. Азова 2023-2024, учебный год. 1.Нормативное обеспечение учебного плана. Учебный план МБДОУ №20 г. Азова является нормативным документом, который регламентирует организацию образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и составлен в соответствии: 1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (гл. VI. "Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи") 3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», гл.2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» 4. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; 5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" 6. Адаптированная образовательная программа МБДОУ №20 г. Азова для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 7 лет разработанной в соответствии ФАОП ДО В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя - логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей Основными видами деятельности при реализации Программы являются речевая, коммуникативная и игровая, а основной формой работы с детьми – коррекционно-развивающее занятие. Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя - логопеда. В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы. Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель - логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по ФИЗО при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников. Особенности организации коррекционно-развивающей работы. Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь II период — декабрь, январь, февраль III период — март, апрель, май Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы. В старшей группе для детей от 5 до 6 лет логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4-х детей) по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. В подготовительной к школе группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить 2 раза в неделю фронтальную работу. Как правило, для фронтальной работы отводятся понедельник и четверг (и в эти дни подгрупповую работу логопед не проводит), во вторник же и пятницу проводится подгрупповая работа. На работу с одной подгруппой детей в старшей группе отводится 20 минут, в подготовительной к школе группе - 30 минут. В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине дня или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня; этот же день отводится для совместных приемов с психологом. Среда удобна для проведения занятий логопедической ритмикой музыкальным руководителем и учителем-логопедом, так как в этот день у логопеда нет подгрупповой работы. Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми. Продолжительность организованной образовательной деятельности в логопедической группе сокращенная, по сравнению с группами общеразвивающей направленности. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо. В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы. В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10— 15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами. В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем- логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СанПин недельную нагрузку. Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий В подготовительной к школе группе компенсирующей для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится в неделю 18 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 25 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СанПин. Индивидуальные занятия с учителем - логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются. В учебном плане предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с детьми, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент через занятия по выбору. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по реализации дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет в группах компенсирующей направленности - не более 1 раза в неделю (из-за увеличения образовательной нагрузки за счет проведения коррекционной работы) Количество занятий по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1 ребенка. Учебный план на 2023-2024 учебный год Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР Образовательные области Базовый вид деятельности Физическое развитие Познавательное развитие Физическая культура Формирование элементарных математических представлений Речевое развитие Развитие познавательно – исследовательской деятельности Приобщение к социальным ценностям Ознакомление с миром природы Развитие речи Подготовка к обучению грамоте Чтение художественной литературы Художественноэстетическое развитие Социальнокоммуникативное развитие Коррекционная работа Возраст/количество занятий 5-6 лет неделя год 3 96 Возраст/количество занятий 6-7лет неделя год 3 96 Физ. инструктор 1 32 2 64 воспитатель 1 32 1 32 воспитатель 2 64 2 64 воспитатель Ежедневно во время организации образовательной деятельности в режимных моментах Рисование 2 64 2 72 Лепка, аппликация 1 32 1 32 Музыкальное развитие 2 64 2 64 Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок и обществе, патриотическое воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание, Формирование основ безопасности. Логопедические занятия (Фронтальные, групповые) Индивидуальные занятия логопеда (в сетку занятий не входит) Кто проводит Интеграция с другими образовательными областями + образовательная деятельность в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности 3 3 96 4 3 воспитатель Музыкальный руководитель воспитатель 96 Учитель – логопед Индивидуальные занятия воспитателя (в сетку занятий не входит) Дополнительное Основы финансовой образование грамотности Итого Продолжительность 1 периода организованной образовательной деятельности Максимальный допустимый объем образовательной нагрузки в день Продолжительность непрерывной 1 половина образовательной деятельности дня 2 половина дня 3 По 10 минут 3 По 10 минут Воспитатель 1 32 17 1 32 18 20 мин 30 мин 1 час 10 мин 2 часа 50 мин 1 час 30 мин 25 мин 30 мин воспитатель Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Базовый вид деятельности группа старшего возраста от 5 до 6 лет группа старшего возраста от 6 до 7 лет ежедневно в совместной образовательной деятельности 1 раз в неделю ежедневно в совместной образовательной деятельности 1 раз в неделю Игровая деятельность ежедневно ежедневно Общение (ситуативные беседы) при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно Дежурство ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно 2 раза в день ежедневно 2 раза в день Чтение художественной литературы Конструктивно-модельная деятельность Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная игра ежедневно ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно ежедневно Оздоровительная работа Утренняя гимнастика ежедневно 8-10 минут ежедневно 10-12 минут Комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно