УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБДОУ № 20 г. Азова на 2023-2024 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №20 г. АЗОВА
346780, Ростовская область г. Азов
Фактический адрес: улица Макаровского,27
тел/факс: 8 (863-42) 4-07-09

Принято
Решением педагогического Совета
МБДОУ №20 г. Азова от 28.08.2023 г.
Протокол № 1

Утверждаю
Заведующий МБДОУ №20 г. Азова
__________ Н.А.Киринозова
Приказ № 86 от 28.08.2023

Учебный план
к образовательной программе
МБДОУ №20 г. Азова
на 2023-2024 учебный год

г. Азов
2023 г.

Пояснительная записка к учебному плану
основной образовательной программы муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский
сад № 20 г. Азова на 2022-2023 учебный год.
1. Нормативное обеспечение учебного плана.
Учебный план МБДОУ № 20 г. Азова является нормативным документом, который
регламентирует организацию образовательного процесса в учреждении и составлен в
соответствии с:
 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений» (Постановление государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013г. №26)
 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2)
 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.
09.2020 г. №28).
2.
Основные задачи
Основными задачами учебного плана являются:
1.
Регулирование объема образовательной нагрузки при реализации федерального
образовательного стандарта дошкольного образования
2.
Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального, и
муниципального)
3.
Структура учебного плана
Структура учебного плана состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. В учебном плане
установлено соотношение между обязательной и вариативной частью, формируемой
образовательным учреждением. Объем обязательной части Программы рекомендуется не
менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных
отношений, не более 40%.
Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие и физическое развитие. Обязательная часть реализуется через
организованную образовательную деятельность (занятия).
При организации образовательного процесса используется интегративный подход в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой
и возможностями образовательных областей. Количество занятий с детьми не
регламентируется. Регламентируется лишь длительность образовательной нагрузки:

Вариативная часть формируется участниками образовательного процесса. В ней
предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с детьми, направленные
на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, позволяющие более
полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент через занятия по
выбору.
4. Особенности реализации учебного плана.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
Образовательной программы осуществляется в двух основных моделях организации
образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности
взрослого и детей - осуществляется как в виде образовательной деятельности (не
сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и
уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным
выполнением функции по присмотру и уходу за детьми – утренний прием детей,
прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов
деятельности
(игровой,
двигательной,
познавательно-исследовательской,
коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также
чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием
разенообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами
самостоятельно, в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и
решения конкретных образовательных программ.
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
для детей с 1,5 до 3 лет – подгрупповая, индивидуальная;
для детей с 3 до 7 лет - подгрупповая, фронтальная, индивидуальная.

5. Объем образовательной нагрузки
Макимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (глава VI.
Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи),
утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. №2 и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» (глава XI. Требования к приему
детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации
воспитательно-образовательного процесса и глава 12. Требования к организации
физического
воспитания),
утвержденным
постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 15..05.2013г. №26
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму
дня и организации воспитательно–образовательного процесса:
- Начало занятий во всех возрастных группах не ранее 8.00
- Окончание занятий:

При реализации образовательных программ дошкольного образования не позднее
17.00
При реализации дополнительных образовательных программ, деятельности кружков
(студий), спортивных секций не позднее 19.30
- Для детей раннего возраста от 1.5 до 3 лет длительность непосредственно
образовательной деятельности не должна превышать 10 минут. Допускается осуществлять
образовательную деятельность в первую и вторую половину дня по 8-10 минут.
Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время
прогулки.
- Продолжительность непосредственной образовательной деятельности:
Возрастная группа
Ранний возраст (от 1.5 до 3 лет)
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

Длительность
не более 10 минут
не более 15 минут
не более 20 минут
не более 25 минут
не более 30 минут

- Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине
дня:
Возрастная группа

Количество
занятий
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
2
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
2
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет) 2
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет) 3

Максимальный
объем
30 минут
40 минут
45 минут
1 час 30 минут

В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят
физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее
10 минут.
- Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна.
Ее продолжительность должна составлять не более 25 – 30 минут в день. В середине
непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся
физкультурные минутки.
- Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, следует проводить в 1 половину дня. Для профилактики
утомления детей рекомендуется проводить физкультурные и музыкальные занятия,
ритмику и т.п.
Требования к организации физического воспитания:
- С детьми третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляются
подгруппами 2-3 раза в неделю, в групповом помещении или физкультурном зале.
Возраст детей
Число детей

От 2-х до 3-х лет
8-12 человек

Длительность занятия
10 – 15 минут
- Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в
возрасте т 3 до 7 лет организуются не менее 3-х раз в неделю.
Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет:
Возрастная группа
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

Длительность занятия
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут

1 раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по
физическому развитию детей на открытом воздухе.
6. Вариативная
часть
предусматривает
дополнительные
совместные
мероприятия педагога с детьми, позволяющие более плотно реализовать
вариативное обучение и усилить дошкольный компонент через занятия по
выбору( физкультурные, индивидуальные, студийные, кружковые)
Дополнительное образование, которое реализуется через совместную кружковую
деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: физкультурнооздоровительное,
познавательное,
речевое,
социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по
реализации дополнительных образовательных программ, для детей
дошкольного возраста составляет:
в группах раннего возраста (1,5 лет до 3 лет) и в младшей группе (дети четвертого
года жизни) - не предусмотрено
в средней группе (дети пятого года жизни) – не более 1 раза в неделю
в старшей группе (дети шестого года жизни) - не более 2 раз в неделю
в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) – не более 2 раз в неделю
Количество занятий по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1
ребенка. Например, воспитанник подготовительной к школе группы, согласно
примерному плану, может посещать не более 2 факультативных занятий из перечня
предлагаемых образовательным учреждением услуг.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в
условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по
каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной
деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН и составляет 3-4
часа для всех возрастных групп.
На основе учебного плана составлена система (расписание) образовательной
деятельности.

Учебный план к образовательной программе
МБДОУ №20 г. Азова на 2023-2024 учебный год
Образовательные
области

Базовый вид деятельности

группа раннего
возраста
от2до3лет

Группы общеразвивающей направленности
группа
группа среднего группа старшего
младшего
возраста
возраста
возраста
от4до5лет
от5до6лет
от3до4лет

группа старшего
возраста
от6до7лет

Периодичность
неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

Организованная образовательная деятельность
Физическое развитие
Познавательное
развитие

Речевое развитие

Художественноэстетическое развитие

Социальнокоммуникативное
развитие

Физическая культура
Формирование элементарных математических
представлений
Развитие познавательно-исследовательской
деятельности
Приобщение к социокультурным ценностям
Ознакомление с миром природы
Развитие речи
Подготовка к обучению грамоте
Художественная литература
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Музыка
Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание
Ребенок в семье и обществе,
патриотическое воспитание
Самообслуживание, самостоятельность,
трудовое воспитание
Формирование основ безопасности
Итого:
Дополнительное образование

2

72

3

108

3

108

3

108

3

108

1*

36

1

36

1

36

1

36

2

72

1

36

1

36

1

36

2

72

2

72

2
-

72
-

1
-

36
-

1
-

36

2
1

72
36

2
1

72
36

1
1
-

36
36
-

1
0.5
0.5

36
36
18

2
0.5
0.5

72
18
18

2
0.5
0.5

72
18
18

2

72

2

72

2

72

2

72

15

540

Ежедневно
1
36
0.5
18
0.5
18
1 раз в неделю
2
72

Интеграция с другими образовательными областями +
образовательная деятельность в ходе режимных моментов,
в совместной и самостоятельной игровой деятельности

10

396

10

360

10

360

14

504

нет

нет

1

2

2

10

10

11

16

17

Продолжительность 1 периода образовательной деятельности

10 мин.

15 мин.

20 мин.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в день
20 минут
30 минут
40 минут
Продолжительность непрерывной образовательной
1 половина дня
10 минут
30 минут
40 минут
деятельности
2 половина дня*
10 минут
нет
20 минут
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

25 мин.

30 мин.

1 час 10 минут
45 минут
25 минут

2 часа
1 час 30 минут
30 минут

Базовый вид деятельности

группа раннего
возраста
от2до3лет

группа младшего
возраста
от3до4лет

группа среднего
возраста
от4до5лет

группа старшего
возраста
от5до6лет

группа старшего
возраста
от6до7лет

Чтение художественной литературы

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

Конструктивно-модельная деятельность

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Игровая деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Общение (ситуативные беседы) при
проведении режимных моментов
Дежурство

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

поручения

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно
2 раза в день

ежедневно
2 раза в день

ежедневно
2 раза в день

ежедневно
2 раза в день

ежедневно
2 раза в день

Прогулки

Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Познавательно-исследовательская
деятельность
Самостоятельная деятельность детей в
центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика

ежедневно
5 минут

ежедневно
5-6 минут

ежедневно
6-8 минут

ежедневно
8-10 минут

ежедневно
10-12 минут

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».